click fraud detection

Принципы профессионализма через истории. Про слепоту и вопросы

Дата публикации: 31.08.2017
Мы продолжаем публиковать истории, объясняющие наши принципы. Принципы, которые помогают эффективнее взаимодействовать. И с клиентами, и с коллегами. В этой истории я бы хотел рассказать про умение вовремя задавать правильные вопросы. И про то, как это у меня не получилось.

- Это что же получается, мы 2 недели работали зря?

- Похоже, да.

Чувствовать себя дураком неприятно. Хочется поругать себя или поискать виноватых. Хочется просто уйти от всего этого подальше.

 

Много лет назад я взялся за задачу: написать конфигурацию с нуля на управляемых формах. Я был рад, УФ только появились, и эта работа могла дать хороший опыт. Тем более, я всегда хотел написать что-то с нуля, в этом есть какая-то романтика.

Но я не учел одного – это оказалось никому не нужно.

Заказчик написал красивое ТЗ. В нем было прописано, что нужно сделать, вплоть до объектов системы. Вроде бы все ясно.  

Сейчас я понимаю, что закрыл глаза на многие вопросы. Мне очень хотелось быстрее начать. Казалось, что в настолько подробном ТЗ не может быть неясностей. А заказчик с таким уверенным голосом точно знает, чего хочет.

Те же вопросы, которые почти прорывались через желание их не видеть, казались слишком очевидными. И, чтобы не показаться идиотом, я их не задал.

Фактически, я «продал» себе идею, что все будет хорошо. Но в итоге все было не так. Первая ласточка прилетела в голову через 4 дня:

- Подскажите, я сделал пункт 5, но не могу понять один момент. Если все делать как написано, документ в конце не будет проводиться, так как остатков не хватает. Так и планировалось?

- Хм. Нет. Видимо, там надо что-то еще добавить. Вы знаете, ТЗ писал не я. Вы не могли бы подсказать, как будет правильно?

- Пока не знаю. А кто писал ТЗ?

- Он уже у нас не работает и связи с ним нет.

Вот так через 4 дня работы я понял, что задание с пробелами и спросить не у кого. И чем больше я уточнял, тем больше было непонятного. Куда я смотрел раньше?

Иногда, если нам чего-то очень хочется, мы не неосознанно закрываем глаза на любые изъяны. Хочется просто двигаться вперед. В эти моменты сложно сказать себе «стоп» и взглянуть на ситуацию критически. Нужна сила воли, дисциплина. Нужно понимание, что сейчас вы во власти эмоций и это мешает быть объективным.

В течении следующей недели я перечитал все ТЗ, перепроверил все утверждения, уточнил у нескольких людей все, что только смог. Мы с заказчиком расширили ТЗ пунктами, без которых ничего бы не работало. И, наконец, я задал заказчику главный вопрос:

- А вам эта конфигурация вообще зачем?

- Ну, чтобы вручную не вносить данные в УПП.

- Но вы и так их будете вносить вручную. Просто в другую систему. Может, должен был быть какой-то выигрыш времени?

- Да, должен был быть. Но после всех уточнений я его не вижу.

- Я тоже. Может быть, планировалась какая-то другая польза? Например, работа через web?

- Нет. Этого не надо.

Наступило молчание.

- Это что же получается, мы 2 недели работали зря?

- Похоже, да.

Мы должны понимать, что желание закрыть глаза на возможные проблемы - это беда всех. Причины могут быть разные. В данному случае человек, писавший ТЗ, просто хотел побыстрее решить свою задачу и уволиться. И он так же неосознанно, как и я, не задавал сам себе вопросы о том, что может пойти не так.

Если бы я сразу начал досконально анализировать задачу от понимания цели до понимания деталей работы механизмов, я бы увидел проблемы раньше. И ни я, ни заказчик не потеряли бы 2 недели. Никому не хочется делать что-то не нужное. Вроде даже есть такая пытка, где людей заставляют делать никому ненужные вещи. И никому не хочется терять деньги.

В той истории мы так и не нашли причин дальнейшего создания отдельной конфигурации, фактически повторяющей функционал уже существующей системы. И заказчик отказался от этой идеи.

По итогам я вывел принципы:

  1. Уточняй цели. Без понимания цели сложнее увидеть скрытые проблемы. А иногда оказывается, что задачу надо делать по другому или вообще не надо делать.
  2. Анализируй задачу досконально. Если хочется пропустить какой-то момент - не позволяй себе это. Представь, что у тебя задача найти изъян, найти «мутную» формулировку, понять, что может пойти не так. И ищи.
  3. Задавай вопросы пока не поймешь все до конца, даже если ответ вроде и так понятен. Если есть хоть небольшая вероятность понять неправильно, надо уточнить. А чтобы заказчик не начал возмущаться очевидным вопросам, говори, что просто хочешь удостовериться, что все понял правильно. И рассказывай ему, как понял. Тогда он будет понимать, что ты уже усиленно подумал прежде чем спросить. А значит вопрос нужный.

 

Автор статьи: Андрей Макаров.

Первая история доступна по ссылке Принципы профессионализма через истории. История первая

 

Аренда разработчика 1С

Опытные специалисты, 1 200 руб./час

Подробнее

Другие записи в блоге

12.10.2017
Рассмотрим задачу, когда на форму нужно добавить кнопку, при нажатии на которую должно что-то произойти. Рассмотрим на примере заполнения табличной части документа.На форму на вкладку Команды –...
03.10.2017
Продолжаем рассматривать варианты размещения элементов на форме на примере вывода реквизитов документа на форму документа, состав документа представлен на рис. 1:Рис. 1. Реквизиты документа
28.09.2017
Продолжаем рассматривать варианты размещения элементов на форме на примере вывода реквизитов документа на форму документа, состав документа представлен на рис. 1:Рис. 1. Реквизиты документа

Подпишитесь на блог

Все интересные статьи нашего блога на Вашем почтовом ящике!

Подписка
 

Сервис звонка с сайта RedConnect