click fraud detection

Принципы профессионализма через истории. Про слепоту и вопросы

Дата публикации: 31.08.2017
Мы продолжаем публиковать истории, объясняющие наши принципы. Принципы, которые помогают эффективнее взаимодействовать. И с клиентами, и с коллегами. В этой истории я бы хотел рассказать про умение вовремя задавать правильные вопросы. И про то, как это у меня не получилось.

- Это что же получается, мы 2 недели работали зря?

- Похоже, да.

Чувствовать себя дураком неприятно. Хочется поругать себя или поискать виноватых. Хочется просто уйти от всего этого подальше.

 

Много лет назад я взялся за задачу: написать конфигурацию с нуля на управляемых формах. Я был рад, УФ только появились, и эта работа могла дать хороший опыт. Тем более, я всегда хотел написать что-то с нуля, в этом есть какая-то романтика.

Но я не учел одного – это оказалось никому не нужно.

Заказчик написал красивое ТЗ. В нем было прописано, что нужно сделать, вплоть до объектов системы. Вроде бы все ясно.  

Сейчас я понимаю, что закрыл глаза на многие вопросы. Мне очень хотелось быстрее начать. Казалось, что в настолько подробном ТЗ не может быть неясностей. А заказчик с таким уверенным голосом точно знает, чего хочет.

Те же вопросы, которые почти прорывались через желание их не видеть, казались слишком очевидными. И, чтобы не показаться идиотом, я их не задал.

Фактически, я «продал» себе идею, что все будет хорошо. Но в итоге все было не так. Первая ласточка прилетела в голову через 4 дня:

- Подскажите, я сделал пункт 5, но не могу понять один момент. Если все делать как написано, документ в конце не будет проводиться, так как остатков не хватает. Так и планировалось?

- Хм. Нет. Видимо, там надо что-то еще добавить. Вы знаете, ТЗ писал не я. Вы не могли бы подсказать, как будет правильно?

- Пока не знаю. А кто писал ТЗ?

- Он уже у нас не работает и связи с ним нет.

Вот так через 4 дня работы я понял, что задание с пробелами и спросить не у кого. И чем больше я уточнял, тем больше было непонятного. Куда я смотрел раньше?

Иногда, если нам чего-то очень хочется, мы не неосознанно закрываем глаза на любые изъяны. Хочется просто двигаться вперед. В эти моменты сложно сказать себе «стоп» и взглянуть на ситуацию критически. Нужна сила воли, дисциплина. Нужно понимание, что сейчас вы во власти эмоций и это мешает быть объективным.

В течении следующей недели я перечитал все ТЗ, перепроверил все утверждения, уточнил у нескольких людей все, что только смог. Мы с заказчиком расширили ТЗ пунктами, без которых ничего бы не работало. И, наконец, я задал заказчику главный вопрос:

- А вам эта конфигурация вообще зачем?

- Ну, чтобы вручную не вносить данные в УПП.

- Но вы и так их будете вносить вручную. Просто в другую систему. Может, должен был быть какой-то выигрыш времени?

- Да, должен был быть. Но после всех уточнений я его не вижу.

- Я тоже. Может быть, планировалась какая-то другая польза? Например, работа через web?

- Нет. Этого не надо.

Наступило молчание.

- Это что же получается, мы 2 недели работали зря?

- Похоже, да.

Мы должны понимать, что желание закрыть глаза на возможные проблемы - это беда всех. Причины могут быть разные. В данному случае человек, писавший ТЗ, просто хотел побыстрее решить свою задачу и уволиться. И он так же неосознанно, как и я, не задавал сам себе вопросы о том, что может пойти не так.

Если бы я сразу начал досконально анализировать задачу от понимания цели до понимания деталей работы механизмов, я бы увидел проблемы раньше. И ни я, ни заказчик не потеряли бы 2 недели. Никому не хочется делать что-то не нужное. Вроде даже есть такая пытка, где людей заставляют делать никому ненужные вещи. И никому не хочется терять деньги.

В той истории мы так и не нашли причин дальнейшего создания отдельной конфигурации, фактически повторяющей функционал уже существующей системы. И заказчик отказался от этой идеи.

По итогам я вывел принципы:

  1. Уточняй цели. Без понимания цели сложнее увидеть скрытые проблемы. А иногда оказывается, что задачу надо делать по другому или вообще не надо делать.
  2. Анализируй задачу досконально. Если хочется пропустить какой-то момент - не позволяй себе это. Представь, что у тебя задача найти изъян, найти «мутную» формулировку, понять, что может пойти не так. И ищи.
  3. Задавай вопросы пока не поймешь все до конца, даже если ответ вроде и так понятен. Если есть хоть небольшая вероятность понять неправильно, надо уточнить. А чтобы заказчик не начал возмущаться очевидным вопросам, говори, что просто хочешь удостовериться, что все понял правильно. И рассказывай ему, как понял. Тогда он будет понимать, что ты уже усиленно подумал прежде чем спросить. А значит вопрос нужный.

 

Автор статьи: Андрей Макаров.

Первая история доступна по ссылке Принципы профессионализма через истории. История первая

 

Аренда разработчика 1С

Опытные специалисты, 1 400 руб./час

Подробнее

Другие записи в блоге

29.06.2018
Рассмотрим задачу, когда нужно вывести дополнительные реквизиты и сведения в общем списке элементов. Рассмотрим на примере конфигурации УТ 11, в справочник Номенклатура добавлен дополнительный...
29.06.2018
Рассмотрим задачу, когда нужно добавить дополнительные сведения. Рассмотрим на примере конфигурации УТ 11, добавим дополнительное сведение в элемент справочника Номенклатура.Открываем список...
29.06.2018
Рассмотрим задачу, когда нужно добавить дополнительные реквизиты. Рассмотрим на примере конфигурации УТ 11, добавим дополнительный реквизит в элемент справочника Номенклатура.Открываем список...

Подпишитесь на блог

Все интересные статьи нашего блога на Вашем почтовом ящике!

Подписка
 

Сервис звонка с сайта RedConnect